1 "А" класс общеобразовательный. Учитель Новожилова Ольга Викторовна
1 "Б" класс для обучающихся с ОВЗ - по запросу родителей
14 октября 2023 года начала работу Школа Будущего Первоклассника (ШБП). Занятия (на бесплатной основе) проходят по средам с 17.30 до 19.00 по 3 занятия: подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению математике,подготовка к обучению письму.
Первый раз в первый класс. Это серьезное испытание не только для детей, но и для родителей. Ведь часто мы видим только список «необходимого к школе» и не уделяем достаточно внимания внутреннему миру и переживаниям ребенка-первоклассника.
Первое сентября. На улицах нарядные дети с цветами. Первоклассников из этих радостно гудящих толп вычислить легче всего. Не только по росту и «беззубости» улыбки: торжественны и серьезны, напряжены и слегка рассеянны лица самых маленьких школьников. Безоблачного счастья и выражения бесконечной веселости в них не увидишь. Будущее одновременно манит и отпугивает, оно слишком не похоже на все, к чему ребенок привык.
...Представьте, в один прекрасный день вы начинаете трудиться на новом рабочем месте, где нельзя не выполнять определенные правила. Например, сидеть за компьютером можно только прямо и тихо, разговаривать с соседями запрещено, пить кофе и есть конфеты на рабочем месте запрещено категорически, курить нельзя никогда и нигде, начальнику нужно смотреть в рот, спрашивать о чем-то только тогда, когда позволено, и т. п. А еще вас никто не знает и не любит (говоря по-взрослому — не ценят). Зато ежедневно дают тысячи указаний, которые надо выполнять не просто хорошо, а день ото дня все лучше. Кошмар, верно? А теперь посмотрите на своего первоклашку.
Как сидеть за партой, как идти к доске, когда можно вставать, когда нельзя. Смотреть в окно нехорошо, смотреть надо только на учителя, даже если он говорит про осенние листья, кружащиеся за окном. Надо все время внимательно слушать, и потом оказывается, что Толик все сказал неверно, так зачем его глупости надо было так уж внимательно слушать (лучше бы меня спросили!)... Как все непонятно! Сколько всяких «надо»!
А «почему» и «нельзя» еще больше! Почему нельзя говорить то, что хочется, нельзя сразу ответить на вопрос учительницы — она это называет выкриком с места. Нельзя сесть удобно, поджав под себя ногу, нельзя спросить у Оли, как она решила задачку про зайцев, и рассказать ей, какого зайца видел летом. Нельзя читать букварь и грызть при этом яблоко, смотреть картинки на следующей странице учебника...
Как вы понимаете, перечень этот может быть бесконечным. Подчинение строгим требованиям новой школьной жизни дается ребенку нелегко. А мы еще недоумеваем: «Что это он так устает? Там ведь пока одни пустяки. Серьезное учение еще не началось».
Для некоторых детей подчинение школьным правилам через некоторое время становится привычным, не требующим усилий. Но в первые недели все попадают в положение знаменитой сороконожки, задумавшейся о том, как сделать следующий шаг. Бедняжка то не могла сдвинуться с места, то, простодушно забывшись, бежала, ни о чем не заботясь, и непременно что-нибудь нарушала. Конечно, сороконожка расстраивалась: она же так старалась жить по правилам, она же не нарочно... она больше никогда... И так до следующего порыва непосредственности. Тревога, растерянность, стыд, раскаяние, страшное напряжение послушания — вот типичные состояния многих первоклассников в первые недели и месяцы школьной жизни.
Родители удивляются: «Почему он такой странный?», а лучше сесть и подумать: а способны ли вы в вашей взрослой жизни безболезненно выносить нечто подобное: масса команд, большинство из которых не мотивированы — никто не объясняет, почему надо делать именно так и не иначе. И все друзья и родные пристально следят, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-то не ладится...
Вы бы чувствовали себя комфортно в этом новом мире? Едва ли. Тогда по достоинству оцените мужественную готовность первоклассников «стать настоящими школьниками». Ведь они умудряются в этих экстремальных обстоятельствах говорить о школе с восторгом, влюбиться по уши в свою первую учительницу, безоговорочно принимая все ее «надо» и «нельзя». Значит ли это, что для ребенка трудностей не существует? Нет, детская эйфория означает лишь то, что малыши не осознают неполадки в своей жизни, не задумываются о том, что былая гармония отношений с миром нарушена, а новая еще не найдена. Но они всем существом переживают это дисгармоничное время.
По данным многочисленных исследований, многие дети в первые месяцы школьной жизни худеют, тревожнее спят, чаще капризничают за едой. Все это естественная реакция на резкие изменения привычного образа жизни, которая снижает общую сопротивляемость организма. В результате могут участиться простудные заболевания и может возрасти зона невротического риска. Этот период привыкания к новым условиям называется школьной адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия в отношениях с миром и с собой. Обычно школьная адаптация длится около двух месяцев. Ребенку в это сложное время просто необходима помощь родителей.
Ваш ребенок вступил в возраст законопослушности — цените это. Такое настроение в начале учебы вовсе не означает, что ребенок, как по мановению волшебной палочки, стал всегда и во всем послушным. Шалить и проказничать он будет с каждым годом все самостоятельней и талантливей, но сейчас первоклашка убежден, что хороший человек — это именно тот, кто действует по правилам, особенно если эти правила исходят из уст учителя.
Многим родителям тяжело вынести такое безоговорочное подчинение учителю, особенно если дома он остается прежним «критиканом». И, слыша очередное: «А нам так сказали», сдержите негодование, не требуйте от ребенка «всегда думать своей головой». Сейчас ему крайне важно, как все (то есть ПРАВИЛЬНО), хором повторять одни и те же слова, решать задачи, писать, играть.
Период послушания так мимолетен, что вы еще не раз вспомните о нем с нежностью. А пока принимайте ребенка таким, каким он и должен быть, едва став школьником: не умеющим соблюдать законы, но чрезвычайно законопослушным.
Помните, что приверженцем всего школьного он стал не по собственному сознательному выбору, а безгранично доверяя вам. Кстати, не забывайте, что вы скрыли от него и свое собственное невысокое мнение о школьных программах, и свои опасения о возможных несовершенствах учителей. Вы ведь говорили с ребенком о фантастической и довольно малореальной школе, в которой (если захотеть) можно всему научиться, стать умным, добрым, честным, храбрым, приобрести друзей...
Школа пока еще рисуется ребенку в волшебном розовом свете, а все школьное кажется правильным. Так цените же эти настроения, умейте им сопереживать. Не впадайте в несвоевременный реализм, во взрослую критичность к школьным порядкам, и тем более по отношению к учительнице. Вы способны легко втянуть ребенка в драматический треугольник «мама — ученик — учитель», так не делайте этого хотя бы пока.
Не потакайте детским слабостям, приучая ребенка к гиперопеке. Не предъявляйте к нему непосильные требования, но и не страшитесь каждый раз настоять на своем, когда ребенок вдруг закапризничает и объявит, что терпеть не может эту кашу, или потребует, чтобы мама проводила до школы (хотя уже неделю добирается сам). Это капризы, связанные с трудностями школьной адаптации.
Если вы будете следовать всем этим рекомендациям, то скорее всего не осложните для ребенка и без того сложное начало школьной жизни. Ведь то, как скоро и успешно ребенок приспособится к новому, во многом зависит от вашего такта.
Грубейшая ошибка, которую из самых лучших побуждений совершает большинство мам и бабушек, выглядит приблизительно так: «Ему трудно, он постепенно привыкает, сейчас ему, бедненькому, так достается... Пусть после уроков побегает вволю, а портфель я ему сама соберу, да и от домашних обязанностей его на первых порах можно избавить». Ни в коем случае не стоит предлагать вернувшемуся из школы ученику некий оазис прежнего беззаботного детства, резко противопоставляя школьную и домашнюю жизнь первоклассника. Вы наверняка не догадываетесь, что тем самым оскорбляете его ученическое достоинство, но это так. Поймите, в эти дни возможность «быть школьником» переживается ребенком как одна из важнейших человеческих добродетелей.
В ту область домашней жизни, которая связана со школой (утренние сборы, приход из школы, укладывание портфеля, выполнение домашних заданий) необходимо внести четкость школьных правил с самого начала.
Вернувшись из школы, ребенок скорее всего жадно бросится играть или просто прыгать и носиться, снимая напряжение и усталость, и, конечно, раскидает одежду, а про портфель вспомнит разве что перед сном. Подобные поступки становятся привычками почти мгновенно, исправляются с трудом и порождают множество взаимных неудовольствий и раздражений.
Но во всем необходима мера, и позиция гиперопеки бабушки не более опасна, чем повышенные требования к действительно усталому и выведенному из равновесия ребенку. Недооценка возможностей ребенка так же вредна, как и их переоценка. Не надо его собственные школьные дела делать вместо него, но не надо и требовать полной, абсолютной самостоятельности и ответственности.
Не забывайте интересоваться малейшими мелочами в жизни школьника, уважайте все новые правила, которые он усвоил, и цените его труд самоподчинения этим правилам — вот самая верная позиция по отношению к первокласснику.